Физики впервые услышали «барабанную дробь» магнитного щита Земли

МОСКВА, 12 фев — РИА Новости. Флотилия зондов НАСА помогла ученым доказать, что на поверхности магнитного щита Земли присутствуют стоячие акустические волны, похожие по структуре на барабанную дробь. Их описание и возможные источники были представлены в журнале Nature Communications.

Источник: NASA

«Многие наши коллеги уже начали считать, что этих вибраций нет, так как за последние 45 лет мы не нашли свидетельств их существования. Это было отчасти связано с тем, что для их однозначного обнаружения нам была нужна целая флотилия зондов на орбите. Наше открытие доказывает, что эта “барабанная дробь” существует», — заявил Мартин Арчер (Martin Archer) из университета Королевы Марии в Лондоне (Великобритания).

Физики впервые услышали «барабанную дробь» магнитного щита Земли

Земля, в отличие от Венеры и ряда других планет Солнечной системы, обладает своим собственным магнитным полем, которое вырабатывается в результате движения жидких потоков металла в ее ядре. Это магнитное поле играет роль своеобразного «щита», который отражает космические лучи, заряженные частицы высоких энергий, и защищает Землю от солнечного ветра и выбросов корональной массы на Солнце.

Следами его существования являются так называемые пояса ван Аллена — две области на высотах около 6 тысяч и 58 тысяч километров от поверхности Земли, где находятся большое количество протонов и электронов высоких энергий, «пойманных» магнитным полем Земли и движущихся в своеобразной магнитной ловушке. Они порождают красивые полярные сияния и вызывают радиопомехи во время вспышек на Солнце.

Чуть дальше, на расстоянии в 62 тысячи километров, или 10 радиусов Земли, находится так называемая магнитопауза, невидимая глазу граница между магнитным щитом Земли и открытым космосом, где сила поля резко падает.

Как отмечает Арчер, открытие солнечного ветра, космических лучей и прочих феноменов, постоянно бомбардирующих Землю, заставило ученых задуматься, как их постоянные столкновения с магнитопаузой будут влиять на ее поведение.

Физики впервые услышали «барабанную дробь» магнитного щита Земли

Первые расчеты, проведенные теоретиками в начале 1970 годов, показали, что из-за этого на «поверхности» магнитосферы возникнут особые стоячие волны, напоминающие биение барабанов. Благодаря этому граница между магнитным щитом Земли и открытым космосом будет не идеально сферической, а волнообразной.

Физики неоднократно пытались обнаружить эти «складки» и барабанную дробь, однако их поискам мешает то, что каждую секунду магнитопауза сталкивается с огромным числом космических лучей высокой энергии, скоплений солнечной плазмы и других заряженных частиц, не позволяющих однозначно «услышать» эти колебания.

news.mail.ru